Провал переговоров США и КНДР. Трамп доволен, мир недоумевает
Переговоры Дональда Трампа и Ким Чен Ына в Ханое практически провалились. Стороны спешно разъехались в разные стороны, позабыв о дипломатическом этикете. Не сделали никакого заявления, отменили совместный обед. Так что стряслось?
Трампу, конечно, обидно. Он не раз заявлял, что является «прекрасным переговорщиком» и со всеми на свете сможет договориться. А тут нашла коса на камень. Ким Чен Ын, очевидно, не тот человек, который готов поступиться интересами своей страны ради сиюминутной выгоды. Но американскому президенту надо сохранить хорошую мину даже при самой неудачной игре. Это тоже одно из обязательных требований к бизнес-переговорщику старого образца, каким, безусловно, остаётся хозяин Белого дома.
Но, помимо прочего, многие факторы указывают, что дело обстоит куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Так в чём причины провала саммита в Ханое?
Британская газета The Sunday Times обнародовала на днях вероятную причину неудачи переговоров. Якобы американцы потребовали от КНДР закрыть секретный завод по обогащению урана, который находится в окрестностях корейской столицы. Но Ким Чен Ын наотрез отказался даже обсуждать эту тему.
По информации Центра по ядерному нераспространению Монтерейского института международных исследований (штат Калифорния), завод американцы разглядели на спутниковых снимках из космоса.
Ким Чен Ын. Фото: www.globallookpress.com
Все эти подробности английские журналисты узнали от бывшего сотрудника посольства КНДР в Лондоне Тхэ Ён Хо. Если понимать северокорейскую политическую кухню, становится совершенно ясно: корейцы сами захотели, чтобы сведения о причинах провала переговоров стали достоянием общественности. Они полагают, что игра с открытыми картами в данном случае – исключительно в их пользу. И вряд ли ошибаются.
Ядерная программа как гарантия суверенитета
Последние десятилетия «коллективный Запад» проводит по отношению ко всему остальному миру такую политику, при которой лишь наличие ядерной программы может стать серьезным аргументом для защиты национального достоинства и государственной независимости. Примеры Югославии, Ирака, Ливии раз за разом подтверждали это простое правило. Зато ни США, ни Евросоюз даже не пытаются диктовать свои условия, скажем, Индии или Пакистану. К этим ядерным державам относятся с уважением и большой осторожностью, а в их конфликты предпочитают не вмешиваться.
Ким не позволил Трампу себя одурачить
Ким Чен Ын прекрасно усвоил эти уроки. Он оказался опытным переговорщиком и за «спокойствие» Штатов и их союзников хочет взять максимальную цену. При этом очевидно, что на полное свёртывание ядерной программы Пхеньян никогда не пойдёт. Корейцы готовы прекратить испытания ядерного оружия, но это максимум. Большего американцам не добиться.
Северная Корея в американской внутриполитической игре
Вместе с тем, как отмечает, к примеру, русский востоковед и политический аналитик Дмитрий Косырев, корейская тема сохраняет важнейшее значение в американской внутриполитической игре. Дело в том, что американцам для обоснования своей глобальной экспансионистской политики всегда был необходим «образ врага». После окончания холодной войны они создали мифическую конструкцию так называемых стран-изгоев, с которыми призывали бороться всем «цивилизованным миром». Однако с «изгоями» сразу не заладилось, как не заладилось с «концом истории», «однополярным миром» и другими конструктами гегемонистского штатовского мышления.
Дональд Трамп. Фото: www.globallookpress.com
В итоге каждая американская администрация на протяжении последних десятилетий тасовала эту колоду по-своему. Обама пытался вывести из числа стран-изгоев Иран, зато поставить на колени КНДР. С давлением на Пхеньян у демократов вышел полный провал, зато в ирано-американских отношениях стали намечаться хоть какие-то сдвиги к потеплению.
Трамп в свою очередь построил часть избирательной кампании на жесточайшей критике «ядерной сделки» с Тегераном. Но ему тоже надо было хоть где-то быть миротворцем. И он выбрал Северную Корею.
Ким Чен Ын откажется от ядерного оружия. Если Америка перестанет быть Америкой
Соответственно, для контролируемой демократами американской либеральной прессы любые успехи в переговорах с Пхеньяном – как красная тряпка для быка. Они полагают, что в любом случае эти переговоры обречены на провал. Логика здесь, как отмечает Дмитрий Косырев, почти элементарна. США не могут пойти на отмену санкций, так как этим покажут слабость. Ким с ядерным оружием неплохо себя чувствует в любом случае. Соответственно, президенту США не надо было ехать в Ханой, он никудышный дипломат, и прочее.
Трамп же, опровергая эти штампы, впадает чуть ли не в лирический пафос. Он постоянно рассказывает, что лидер КНДР пишет ему «красивые письма» и что у них любовь с первого взгляда, они великолепно друг друга понимают, видят насквозь и готовы разговаривать сутки напролёт.
Поэтому отказ от традиционного совместного обеда после саммита плохо сочетается с этими словословиями. По крайней мере, такие «нежные» друзья могли хотя бы перекусить вместе.
Ким Чен Ын и Дональд Трамп. Фото: www.globallookpress.com
Переговоры закончились – начались манёвры
Но есть одна беда, с которой американцам не справиться. Ким Чен Ын не только не будет терпеть вмешательства Вашингтона во внутренние дела своей страны, он не готов подыгрывать американцам в их собственных политических интригах. Оно ему совершенно не нужно – другая закалка у человека, другой опыт.
Почти сразу после неудачи в Ханое американцы объявили о проведении с 4 по 12 марта совместных с Южной Кореей манёвров Dong Maeng («Альянс»). В заявлении Объединенного комитета начальников штабов Республики Корея и Командования объединенных сил Южной Кореи и США говорится:
Главной целью осуществления данных учений является отработка стратегических, операционных и тактических аспектов военных операций на Корейском полуострове.
Превратит ли Трамп КНДР в «экономическую ракету»?
Разные источники наперебой утверждают, что напрямую связывать неудачный результат саммита в Ханое и очередные военные манёвры никак нельзя. Но тут уж каждый волен ответить на вопрос о причинно-следственных связях самостоятельно.
Известно только одно. С 50-х годов прошлого века США и Южная Корея устраивали военные учения не раз, и не два, и не десять. Однако никого в Пхеньяне они не напугали.
Трамп всё равно любит Кима
Что же касается Трампа, американский президент продолжает излучать оптимизм. И, кажется, ничто не способно сбить его с этого благодушного настроя:
И санкции сохраняются, я не хотел уступать в вопросе санкций до тех пор, пока у нас не будет полноценной программы… Они не готовы к этому, и я могу это понять. КНДР потратила много времени на создание ядерного арсенала.
В Ханое Трамп якобы по-дружески сказал Киму: «Послушай, ничего не выйдет». Что ответил ему кореец – неизвестно.
Однако вести подобные переговоры на Востоке, как будто ты сидишь, по американской привычке закинув ноги на стол и раскуривая сигару, по меньшей мере смелое решение.
«У меня есть чувство, что будет что-то хорошее», – раз за разом повторяет президент США. Но мы так и не знаем, какие чувства испытывает на сей счёт Ким Чен Ын.