Приземлить авиацию России: Планы Запада сорваны, но возникла новая беда. Дошло до критической ситуации
Прошло уже более двух лет с момента введения западных санкций против России в области авиастроения. Однако "приземлить" нашу авиацию не получилось. Безусловно, планы Запада сорваны, однако возникла новая беда. Но обо всём по порядку.
Как пишет турецкий dikGAZETE, Запад сначала ограничил доступ к новым самолётам и авиационным запчастям Ирану, введя санкции после Исламской революции 1979 года. В результате страна долгое время эксплуатировала флоты иранских авиакомпаний, однако обслуживание и ремонт воздушных судов стали сложнее. На данный момент в Иране насчитывается около 400 самолётов, средний возраст которых превышает 35-40 лет, и примерно половина из них не используется. Оставшиеся машины часто разбираются на запчасти для поддержания в рабочем состоянии тех, что всё ещё летают. Затем Тегеран нашел обходной путь через полулегальные поставки списанных самолётов из других стран.
Аналогичные меры Запад попытался принять и против России. После начала СВО западные страны запретили продажу самолётов и запчастей русским авиакомпаниям. Также было запрещено техническое обслуживание и поддержка самолётов Boeing, Airbus и Bombardier, используемых авиакомпаниями России.
Но прошло два года, как ввели санкции, а русские самолёты как летали, так и летают. Россия решила проблему так: сначала определила, где и как будет осуществляться техническое обслуживание её самолетов западного происхождения. Для этого правительство приняло спецпрограмму до 2025 года. И многие мелкие частные компании в России получили право обслуживать те же Boeing и Airbus, несмотря на официальный запрет. Затем Россия нашла новых партнёров из третьих стран, которые могли бы обеспечить поставку необходимых запчастей. И наконец, русские авиакомпании стали формировать запасы самых необходимых запчастей заблаговременно - примерно за полгода. Это позволило сохранить иностранные самолёты в стране, обеспечить их перерегистрацию и гарантировать поставки запчастей.
С одной стороны, планы Запада рухнули. Но есть и другая беда...
фото: gyn9037\shutterstock
Ахиллесова пята "Суперджетов"
И беда эта заключается в отечественной авиации. Например, SSJ-100 выпускается в России уже более 10 лет. Но после санкций возникли проблемы с обслуживанием "Суперджета". Член общественного совета при Министерстве транспорта России Кирилл Янков объяснил, что "Суперджет" в целом хороший самолёт. Аварии с ним были не чаще, чем с другими типами воздушных судов. Но те, кто эксплуатировал этот авиалайнер, в основном жаловались на то, что его обслуживание хуже, чем у самолётов зарубежных марок.
Как рассказывали, если у Boeing или Airbus сломалась деталь, то привезут через два дня. А если сломалась у "Суперджета", то привезут через месяц,
- сообщил эксперт.
Вот по этой причине "Суперджет" не очень любили отечественные авиакомпании. Но в условиях санкций у них теперь нет выбора, отмечает Кирилл Янков.
Ахиллесова пята "Суперджета" - это большое количество импортных комплектующих. В частности, двигатели.
Что делать с авиацией?
Президент России Владимир Путин на пленарной сессии Восточного экономического форума подчеркнул, что нужно строить больше собственных самолётов.
Важный вопрос - это авиапарк. Нам надо строить собственные самолеты: надежные, качественные и в нужных нам объемах,
- сказал Путин.
Этот вопрос президент уже поднимал ранее, но объединённая авиастроительная корпорация не только не ускорила выпуск перспективных пассажирских самолётов МС-21 и Superjet 100, а ещё сильнее растянула сроки запуска производства.
Тут следует обратить внимание на два нюанса.
фото: Jirat Teparaksa\shutterstock
Экономический обозреватель Царьграда Юрий Пронько считает, что, во-первых, дело в расстановке приоритетов. Сейчас идёт спецоперация, поэтому акцент в первую очередь делается на военную промышленность, а не на гражданскую. Соответственно, все ресурсы, вся инженерная мысль сейчас работают над решением проблем, с которыми сталкивается русская армия.
Второй момент - это коррупция. "Эффективные" менеджеры в огромных корпорациях заняты распилом государственных средств. Им проще собрать самолёт из иностранных комплектующих, чем полностью отечественный продукт. Пронько считает, что выход из этой ситуации есть. Нужно дать возможность проявить себя частному бизнесу. В нашей стране есть отличные конструкторские бюро и есть инвесторы, которые готовы вкладываться в развитие отечественного авиастроение.
Александр Дугин, директор Института Царьграда, философ, общественный и политический деятель, также затронул эту тему, высказав мнение, что в России на протяжении 30 лет избавлялись от автономной промышленности:
Мы, по сути дела, избавились от нашей автономной промышленности, мы её распродали, стараясь занять своё место, вот, в международном распределении труда, как поставщика сырых энергоресурсов. И это привело нас к очень критической ситуации. Нынешнее выступление Путина - это революционный шаг в сторону совершенно иного вектора развития. То есть наш президент даёт абсолютно новое указание. Вместо того чтобы разваливать, продолжать разваливать суверенную экономику, её надо создавать. Её надо, наоборот, укреплять. И отсюда, вот, идея авиастроения, про которую подчеркнул, что нам нужны свои самолёты. Это абсолютно верно.