Казахстан — председатель ЕАЭС-2026: ИИ в приоритете, рынок 730 млн
В ходе видеомоста Астана—Москва на базе Sputnik Казахстан экономист Рахим Ошакбаев обозначил приоритетное направление председательствования Казахстана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в 2026 году. По его оценке, ключевым треком станет искусственный интеллект (ИИ), что, по мнению эксперта, определит содержание программы председательства.
«Я думаю, это будет таким мейнстримом, основным треком, основным символом председательствования Казахстана в ЕАЭС. Кроме того, конечно, это оптимизация торговых потоков и развитие логистики. Мы видим, как замечательно работает ОТЛК «Эра». Замечательный пример евразийского интеграционного объединения, когда три страны — Беларусь, Казахстан и Россия — в равных долях владеют этой компанией. Эта компания показывает просто потрясающие масштабы перевозок», — отмечает казахстанский эксперт.
Экономист также констатировал роль ЕАЭС в поддержании экономической устойчивости всех стран Союза. По его словам, в Армении и Кыргызстане членство в объединении способствовало беспрецедентному в их историческом масштабе экономическому росту.
От Казахстана ожидается усиление института партнерства ЕАЭС+. В числе возможных направлений — заключение преференциальных соглашений и создание зон свободной торговли, что, по мнению некоторых экспертов, способно расширить внешнеэкономические связи Союза.
«Заключенные преференциальные соглашения и зоны свободной торговли в рамках СНГ вместе охватывают огромный рынок в 730 млн потребителей. На мой взгляд, эта цифра заслуживает внимания. Здесь, конечно, можно говорить о том, что внутри Союза есть определённая барьерная среда, остатки изъятий и много задач внутри, но есть и большой потенциал для выстраивания партнерских экономических отношений с другими игроками в мире», — отметила Дарья Рекеда.
С этим направлением согласен заведующий лабораторией «Центр региональных сравнительных исследований “Россия — Центральная Азия”» Новосибирского государственного университета экономики и управления Денис Борисов. Он ожидает расширения зон свободной торговли ЕАЭС со странами Персидского залива и рассмотрения вариантов институционального углубления сотрудничества.
«Здесь я бы ожидал дальнейшее расширение института партнерства ЕАЭС+. Когда мы говорим о том, что сейчас важно «дожать», «докрутить» соглашение с Индонезией — крупнейшей мусульманской страной — это будет действительно очень серьёзное расширение операционного пространства, на котором действуют участники ЕАЭС. И здесь председательство Казахстана, мне кажется, подходит наиболее хорошо и удачно, чтобы сфокусировать работу ЕАЭС на этом направлении», — отметил он.
Перспективным направлением взаимовыгодного сотрудничества эксперты называют туризм. В ряде государств туристическая отрасль формирует до 10% ВВП, что повышает значение совместных инициатив в этой сфере для экономического взаимодействия в рамках ЕАЭС.
«И здесь есть большой задел для усиления взаимодействия. Например, Армения входит в топ по туризму для России, хотя Казахстан более доступен в плане транспортно‑логистической цепочки», — говорит Дарья Рекеда.
Кооперация в области ядерной энергетики названа ещё одним направлением, которое может принести взаимные преимущества участникам Союза за счёт комбинирования технологического потенциала и сырьевой базы.
«Россия — ключевая страна с точки зрения промышленного цикла, производства и технологий. Казахстан — лидер по добыче и переработке ядерного топлива. Добавим сюда институциональную рамку ЕАЭС+ с участием Ирана, Вьетнама, в перспективе стран Персидского залива и Индонезии — и получаем достаточно серьёзный сегмент экономики, в рамках которого можно работать и формировать преимущества», — добавляет Денис Борисов.
Эксперты отмечают, что развитие ЕАЭС происходит поступательно: перед Союзом стоит множество задач, для решения которых имеются существующие инструменты. Вместе с тем сохраняются внешнее давление и потенциальная уязвимость к вторичным санкциям. Зависимость многих инициатив от результата переговоров по Украине также называется фактором внешней неопределённости.
«Естественно, если будет достигнуто мирное соглашение, предусматривающее снятие санкций и признание новых территорий, это создаст, с одной стороны, большой оптимизм и, в том числе, перспективы расширения ЕАЭС», — сказал Рахим Ошакбаев.
Он добавил, что в случае дальнейшей эскалации ЕАЭС, вероятно, продолжит работать в антикризисном режиме, сглаживая имеющиеся негативные явления.